© russchool-srilanka

Начальная школа при Посольстве Российской Федерации в Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка

 

Скачать документ:

 programma_razvitiya_shkoly_2011-2016.doc

 

 

Программа развития начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке на 2011-2016 гг.

 

Единое образовательное пространство школы

как условие обеспечения нового качества образования

 1.      Введение

Предлагаемый документ следует рассматривать как обоснование основных идей развития образовательного учреждения начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке.

  1. Законодательная база для разработки программы развития школы:
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  4. Закон РФ «Об образовании».
  5. Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования».
  6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ».
  7. Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа».

Новое   понимание   роли   образования   как   стратегического   ресурса   общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа,  как  основная  и  самая  продолжительная  ступень  образования,  становится  ключевым фактором  обеспечения  нового  качества  образования,  от  которого  зависит  дальнейшая  жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Новая школа — это:

  • институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.
  • школа для всех. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
  • новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.
  • центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.
  • современная инфраструктура.
  • современная система оценки качества образования».

Данные положения национальной инициативы «Наша новая школа» учтены при разработке программы развития школы на период до 2016 года.

Программа развития школы на период 2011–2016 г.г. является    организационной    основой    реализации государственной политики в сфере образования. Программа развития обеспечивает научно-методическую проработку и апробацию  системных  изменений,  реализует  новые  подходы  к  формированию  современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до  2020 г., Национальной инициативы  «Наша новая школа», идеям Приоритетного национального проекта «Образование».

 2.      Постановка проблемы.

2.1. Анализ состояния системы образования и воспитания в школы.

Образовательный и воспитательный процесс в школе сформировал определенные организационно-педагогические, социально-педагогические и социокультурные условия для удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса:

Учащихся – в целостном интеллектуальном, социальном и культурном развитии; в освоении фундаментальных основ современного гуманитарного и естественно-научного знаний, технического направления, в достижении требований федеральных  государственных образовательных стандартов, в формировании социального опыта, в расширении возможных направлений полноценного созидательного участия в культурной жизни школы и общества в целом.

Родителей – в комфортной гуманистической школьной среде, обеспечивающей формирование позитивных обеспечивающей формирование позитивных познавательных и жизненных мотиваций учащихся, обеспечивающей качественное образование, развитие способностей учащихся, подготовку их к решению жизненных и профессиональных проблем.

Учителей – в социально-профессиональной и личностной самореализации, в обеспечении условий для педагогического творчества, в усилении правовой и социально-психологической защищенности, в демократической и доброжелательной атмосфере в педагогическом коллективе.

Эти направления легли в основу концепции развития школы, основная идея которой заключалась в создании образовательного учреждения, которое стремится преодолеть отчуждение образования от социокультурной среды  во всех направлениях своей деятельности, которое будет сочетать позитивный социальный и духовно-нравственный опыт и ценности.

Деятельность школы основана на следующих ценностных приоритетах развития.

Культуросообразность. Учет этой ценностной ориентации позволяет сохранять позитивные достижения школы в обеспечении повышенного уровня образования для учащихся с учетом неразрывной связи образования и культуры, формирования и развития позитивного социального и духовно-нравственного опыта учащихся.

Саморазвитие и самореализация. Основная идея, реализуемая в школе – это идея о самостоятельности, независимости, свободе человека. Опора на идеи гуманистической педагогики позволяет осуществлять сопровождение ребенка в процессе движения к собственной личности, помощь в решении жизненных проблем. В результате саморазвития возникает новое качественное состояние личности и ее деятельности, соответствующие процессу актуализации потенциала личности.

Педагогическое взаимодействие. Современный педагог-профессионал должен не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в реализации современных направлений педагогики творческого развития личности. Это подразумевает совместную деятельность субъектов образовательного процесса, направленную на развитие способностей смысловой личностной оценки жизненных ценностей. В процессе такого педагогического взаимодействия происходит развитие, поиск смысла, самореализация как учащихся, так и педагогов школы.

2.3. Приоритетные направления развития школы в 2011-2016 гг.

Основой выбора инновационной деятельности педагогов нашей школы являются:

–         обеспечение защиты учащихся от некачественных образовательных услуг;

–         сохранение и развитие гуманистических тенденций школьного образования, способствующих формированию духовности, нравственности и гражданственности учащихся;

–         создание  системы условий для развития творческого потенциала и самореализации каждого участника образовательного процесса, совершенствование системы дополнительного образования;

–         совершенствование воспитательной системы школы;

–         формирование у учащихся способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, толерантности;

–         превращение открытости школы в действенный фактор развития всех заинтересованных лиц и общества в целом;

–         поиск новых форм взаимодействия участников образовательного процесса;

–         внедрение здоровьесберегающих технологий на всех ступенях образования в отношении всех субъектов образовательного процесса;

–         создание оптимальной модели образовательного пространства школы для обеспечения нового качества образования.

 Поступательное развитие школы возможно при организации единого образовательного пространства, базирующегося на приоритетах гуманистически-нравственных ценностей, таких как творчество, толерантность, ценности человеческого общения и социального взаимодействия, ценностное отношение к себе и другим.

2.4. Основные идеи и цели программы.

В основу программы развития школы положена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

 Назначение программы связано с обеспечением основных прав детей на образование, гарантию полноценного развития каждого учащегося в процессе получения образования.

Основная цель программы развития школы – оптимизация условий функционирования единого образовательного пространства школы для обеспечения нового  качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и общества в целом.

Следовательно, необходимо создание оптимального сочетания педагогических основ, условий и технологий, при которых возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации учащихся с одновременным достижением ими новых образовательных стандартов. Для того, чтобы этот процесс состоялся, необходим комплекс условий и стимулов, позволяющих субъекту включиться в деятельность по самоорганизации на основе творческого поиска:

- организационные – обеспечивающие проектирование содержания, технологий и результатов изучения отдельных дисциплин, разработку мониторинга качества образования и др.;

- ценностно-педагогические – включающие повышение профессиональной компетентности педагогов, мотивацию учителей к деятельности, основанной на понимании значимости самореализации учащихся;

- социокультурные – обеспечивающие диалектическое соотношение между процессом обучения и социализации на основе принципиально новых взаимоотношений субъектов образовательного процесса,  а также отношений с другими социальными институтами общества;

- психо-физиологические – обеспечивающие создание комфортной, творческой атмосферы в образовательном учреждении, обеспечивающие актуализацию и сопровождение развития творческого потенциала всех участников образовательного процесса с ориентацией на здоровьесберегающие технологии.

 3.      Теоретические основы разработки программы развития.

За основу программы развития мы принимаем определение  Московской академии развития образования.  «Программа – это есть ориентированное на будущее управленческое инструментальное знание, определяющее принцип связи концептуально определенных стратегических целей и способов (механизмов) их реализации в исторически конкретной ситуации».

Перевод этого общего определения в плоскость конкретных задач достижения нового качества образования позволяет трактовать программу развития школы как доктринальный  документ, характеризующий процесс развития начальной школы:

–                    концептуальном (проектируются идеи, принципы, ведущие понятия, ценности);

–                    проективно-управленческом (проектируются цели, этапы, условия, средства);

–                    практическом (проектируется инструментарий, формы, приемы).

3.1. Концептуальный уровень.

В соответствии с приоритетами образовательной политики России в основу программы развития школы положены три концептуальных принципа развития образования, обеспечивающих единство образовательного пространства школы: системность, самоорганизация, саморазвитие.

Принцип системности означает единую стратегию развития образования в рамках школы, его скоординированный характер. Реализация этого принципа позволяет рассматривать функционирование единого образовательного пространства школы как целостный процесс, комплекс взаимообусловленных этапов научно-исследовательской и практической деятельности, расположенных в определенной последовательности, конкретных целей и задач, достигаемых на каждом этапе создания образовательного пространства, определенного предметного содержания и оптимальных педагогических технологий.

Принцип самоорганизации определяет закономерности формирования и совершенствования образовательного пространства школы, педагогического и ученического коллектива как согласованно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, выполнение которых зависит от самих субъектов образовательного процесса.

Принцип саморазвития способствует самоутверждению субъектов не только через созидание предметного мира, но и через самосозидание и саморазвитие, т.е. закономерное изменение. В результате саморазвития возникает новое качественное состояние личности и ее деятельности для всех участников образовательного процесса.

3.1.1. Гипотеза.

Реализация данной программы развития в условиях образовательного учреждения приведет к тому, что в школы будет осуществляться образовательная деятельность в рамках единого образовательного пространства, способствующая обеспечению основных прав детей на  образование и гарантий полноценного развития  каждого участника образовательного процесса как условий достижения нового качества образования.

3.1.2. Задачи программы:

  1. Реализация модели единого образовательного пространства школы.
  2. Совершенствование системы исследовательской деятельности учащихся.
  3. Реализация принципов непрерывности и преемственности развивающего образования от дошкольной подготовки до окончания начальной школы.
  4. Совершенствование ученического самоуправления, обеспечение активного проживания школьной жизни, развитие социально значимых качеств личности обучающихся.
  5. Оптимизация использования информационных технологий, позволяющих наилучшим образом задействовать творческий потенциал педагогического и ученического коллективов.

3.1.3. Результатами оптимизации функционирования единого образовательного пространства школы будут являться:

  • сформированность информационной, коммуникативной, социальной компетентности учащихся;
  • обеспечение доступности качественного образования за счет внедрения различных форм обучения;
  • учет индивидуальных образовательных запросов учащихся, организация обучения по индивидуальным образовательным траекториям;
  • создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
  • информационное обеспечение всех направлений деятельности школы

3.1.4. Основные понятия.

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Функцию защиты от некачественных образовательных услуг выполняет образовательный стандарт. Достижение нового современного качества образования требует оптимизации учебной,  психологической и физической нагрузки учащихся, создания условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Качество  образования,  обеспечивающее  качество  жизни  в будущем  (как социальная категория,   определяющая   состояние   и   результативность   образования,   его   соответствие потребностям  и  ожиданиям  общества  в  развитии  и  формировании гражданских,  бытовых  и профессиональных компетенций личности), определяется качеством целей и задач, качеством процесса, качеством условий и среды, качеством содержания, технологий и т.д. В результативном аспекте  качество  образования  сегодня  обязательно предполагает  выход  на  сформированность ключевых, базовых, специальных и других компетенций, в идеале  - на компетентностную модель выпускника, которая до сих пор полностью не определена, что открывает возможности для творческого решения этой проблемы в каждой конкретной школе.

Образовательное пространство – комплекс условий (педагогических, психологических, социальных) для успешного обучения и развития субъектов в ситуациях межличностного взаимодействия.

Доступность образования – преемственность всех уровней образования, равный доступ к качественному образованию всех категорий учащихся, объективность контроля и оценки достижений учащихся.

Инновационное образовательное учреждение – образовательное учреждение, в котором структура управления, содержание образования и педагогические технологии соответствуют инновационным целям и задачам. Интегративным показателем инновационной деятельности образовательного учреждения становится качество и доступность предоставляемого образования.

Социальное партнерство – межгрупповое взаимодействие по реализации совместно выработанных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели групп – участников взаимодействия; такой тип отношений субъектов социальных взаимодействий, при котором ясно прописаны и обсуждены взаимные интересы субъектов и взаимная ответственность

Уклад школьной жизни – совокупность норм, правил и иных регламентов, формирующих, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций состав функций школы, порядок их осуществления; действующие в школе отношения социального характера; этикет и атрибутика, направленные на развитие социально значимых качеств личности обучающегося.

Толерантность – понимание и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать формированию толерантной личности жителя России.

3.2. Проективно-управленческий и практический уровни.

3.2.1. Перечень программ перспективного развития.

  1. Целевая программа «Образовательная среда начальной школы» (Переход на новые образовательные стандарты).
  2. Целевая программа «Исследовательская деятельность учащихся» (Развитие системы поддержки талантливых детей).
  3. Целевая программа «Социальное партнерство» (Изменение школьной инфраструктуры).
  4. Целевая программа «Уклад школьной жизни» (Сохранение и укрепление здоровья школьников).
  5. Переход на новые образовательные стандарты.

 

Целевая программа «Образовательная среда начальной школы»

«Результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

В школе должны быть созданы … условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени».

Программа «Образовательная среда начальной школы» обеспечит реализацию ценностно-педагогических, психо-физиологических и организационных условий, влияющих на становление современной личности, способной к постоянному пополнению знаний, их творческому применению. Ключевым при проектировании образовательной среды школы становится сочетание углубленного уровня образования и здоровьесберегающих технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс в соответствии с личностными особенностями всех субъектов образовательного процесса.

  1. Развитие системы поддержки талантливых детей.

Целевая программа «Исследовательская деятельность учащихся».

«Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования...»

Программа «Исследовательская деятельность учащихся» ориентирована на оптимизацию системы учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет максимально реализовать интересы и потребности основных участников образовательного процесса.

  1. Изменение школьной инфраструктуры.

Целевая программа «Социальное партнерство».

«Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни».

Программа «Социальное партнерство» направлена на оптимизацию организационно-управленческих подходов по развитию школьного образования в условиях эффективного партнерства образования, государства и бизнеса. Социальное партнерство понимается нами как цивилизованная система общественных отношений, строящаяся на согласовании и защите интересов образовательного учреждения, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления.

  1. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

Целевая программа «Уклад школьной жизни».

«Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей,  общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием  сохранения и укрепления здоровья.»

Программа «Уклад школьной жизни» направлена на дальнейшее совершенствование воспитательного пространства школы, которое способствует социализации учащихся, позволяет принимать непосредственное участие в жизни школы, в формировании традиций, направленных на развитие социально значимых качеств личности всех участников образовательного процесса.

 

Конструктор сайтов - uCoz